Заправка холодильника фреоном своими руками: пошаговая инструкция, советы и рекомендации

Таблица нормы заправки фреоном R-600A холодильника Атлант

ПозицияМодель холодильника Доза фреона R-600A в граммах
1Морозильник Атлант ММ-183-ХХ56
2Морозильник Атлант ММ-184-ХХ с уменьшенной петлёй докипателя70 52
3Морозильник Атлант М-7003-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя70 52
4Морозильник Атлант М-7184-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя70 52
5Морозильник Атлант М-7103-ХХХ с уменьшенной петлёй докипателя70 52
6Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1841-ХХ ХК — 22

МК — 28

7Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1842-ХХ ХК — 25

МК — 28

8Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1843-ХХ ХК — 25

МК — 36

9Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1844-ХХ ХК — 22

МК — 36

10Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1845-ХХ ХК — 20

МК — 45

11Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1847-ХХ ХК — 20

МК — 36

12Холодильник-морозильник Атлант МХМ-1848-ХХ ХК — 19

МК — 45

13Холодильник Атлант МХ-2822-ХХ31
14Холодильник Атлант МХ-2823-ХХ33
15Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2808-ХХ43
16Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2819-ХХ47
17Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2826-ХХ45
18Холодильник-морозильник Атлант МХМ-2835-ХХ45
19Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4007-ХХХ61
20Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4008-ХХХ51
21Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4009-ХХХ53
22Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4010-ХХХ62
23Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4011-ХХХ56
24Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4012-ХХХ65
25Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4013-ХХХ56
26Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4014-ХХХ61
27Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4108-ХХХ50
28Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4109-ХХХ51
29Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4110-ХХХ60
30Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4111-ХХХ53
31Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4112-ХХХ61
32Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4113-ХХХ52
33Холодильник-морозильник Атлант ХМ-4214-ХХХ61
34Хододильник-морозильник Атлант ХМ-4307-ХХХ61
35Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5008-ХХХ46
36Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5009-ХХХ42
37Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5010-ХХХ46
38Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5011-ХХХ42
39Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5012-ХХХ56
40Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5013-ХХХ46
41Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5014-ХХХ56
42Холодильник-морозильник Атлант ХМ-5015-ХХХ46
43Холодильник-морозильник Атлант МХ-5810-ХХ32
44Холодильник-морозильник Атлант МХ-5811-ХХ29
45Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6001-ХХХ ХК — 22

МК — 36

46Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6002-ХХХ ХК — 25

МК — 36

47Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6016-ХХХ ХК -31

МК — 41

48Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6019-ХХХ ХК — 19

МК -36

49Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6020-ХХХ ХК — 22

МК — 28

50Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6021-ХХХ ХК — 20

МК — 36

51Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6022-ХХХ ХК — 25

МК — 28

52Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6023-ХХХ ХК — 19

МК — 45

53Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6024-ХХХ ХК -22

МК — 36

54Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6025-ХХХ ХК — 20

МК — 45

55Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6026-ХХХ ХК — 25

МК — 36

56Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6119-ХХХ ХК — 22

МК — 41

57Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6120-ХХХ ХК — 31

МК — 30

58Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6121-ХХХ ХК — 26

МК — 41

59Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6122-ХХХ ХК — 33

МК — 30

60Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6123-ХХХ ХК — 22

МК — 46

61Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6124-ХХХ ХК — 31

МК — 41

62Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6125-ХХХ ХК — 26

МК — 46

63Холодильник-морозильник Атлант ХМ-6126-ХХХ ХК — 33

МК — 41

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Вопросы и ответы

Почему при заправке по перегреву рекомендуют подавать фреон порциями?

Во-первых, это повышает точность измерений, во-вторых, позволяет избежать заливки в систему лишнего хладагента и, как следствие, серьезных последствий.

По какой причине может наблюдаться обмерзание кранов в системе после дозаправки кондиционера?

Основная причина – недостаточное количество хладагента. Соответственно, дозаправку нужно повторить, или, если это не решит проблему – искать место разгерметизации контура.

Можно ли узнать, сколько фреона осталось в контуре?

Такую задачу не решают даже большинство сервисных компаний. Соответственно, решить проблему с заправкой можно двумя способами – отказаться от заправки по массе в пользу другого метода или полностью удалить из контура хладагент и провести полную заправку.

Какой баллон нужно приобрести для заправки?

Нужно исходить из того, что количество хладагента в баллоне должно с запасом перекрывать потребности системы. Последние зависят от конкретной модели и мощности оборудования, длины магистралей. Так, для сплит-системы 7-8 кВт нужна масса фреона 700-800 г, а на каждый метр трубопроводов – дополнительно 15-30г.

Почему пользователей предупреждают об опасности избытка фреона в контуре?

При недостаточном количестве хладагента система остается работоспособной, но теряет в производительности. При избыточной, перегрузка агрегатов неизбежно приводит к их выходу из строя. Поэтому лучше заправить кондиционер меньшим количеством фреона.

Многих домашних мастеров интересует, как заправить кондиционер дома своими руками. Технологию может освоить практически каждый, однако потребуются специфические инструменты и навыки работы с ними. Чтобы избежать грубых ошибок и выхода климатической техники из строя, лучше воспользоваться услугами специализированных сервисных компаний, тем более, что сэкономить на самостоятельной заправке удастся не так уж много – порядка 2-3 тыс. руб.

Немного об истории хладагентов

Относительно современный хладагент (фреон) был изобретен в 1890 году, в 1920-х его начали активно внедрять в производство, оттесняя такие вещества, как диоксид серы, хлорметан и аммиак. Главная беда “старого поколения” – токсичность и пожароопасность.

Если сегодня у вас прохудится контур и начнётся утечка фреона – ничего по сути страшного не произойдёт. Холодильник только в ремонт отдать придётся

А вот в те далёкие времена можно было ещё и взорвать кухню по неосторожности

Кроме того, вредили они и окружающей среде, причём сильно. В 1970-х стало известно, что молекулы хлора, попав в окружающий мир, не торопятся разлагаться, а скапливаются в атмосфере и пожирают озоновый слой. Примерно в те же года установили, что холодильный аммиак не просто вредит окружающему миру, но и добавляет баллы в копилку «глобальное потепление» (вещество буквально накапливалось в атмосфере, не пропускало инфракрасные лучи и вызывало теплообмен).

В результате состав с хлором и бромом был запрещён. С тех самых пор создание и развитие хладагентов (которые используются не только в холодильниках, но и в легковых авто) вышло на новый уровень. Открывались все новые соединения, которые были чуть более безопасными, чем предыдущие, но нашей планете всё равно угрожали. Парниковые газы, токсичность – в общем, все прелести индустриализации.

Процесс замены опасных хладагентов на безопасные продолжается по сей день. Так, на 2021 год только 60% новых легковых машин европейского производства перешли на безопасные хладагенты, несмотря на соответствующие указы, резолюции и распоряжения ООН. Такая же примерно картина и на рынке холодильников.

Новые модели оснащаются безопасным для природы изобутаном, но старые (особенно нежно любимые Мински, Оки и Смоленски) продолжают работать на довольно вредных веществах. Да и знаете, возникает вопрос – а когда небезопасным признают изобутан? Когда выяснится, что из-за него накапливаются газы, разрушается озоновый слой или ещё что-то нехорошее происходит?

Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?

Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:

  1. После установки или переустановки в новое место.
  2. После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
  3. Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
  4. Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно — то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.

Понять, что пришла пора замены — можно по качеству работы устройства.

Признаки утечки такие:

  • на наружном блоке появляется иней;
  • помещение охлаждается (или нагревается) медленнее, чем раньше (при примерно такой же температуре наружного воздуха); кондиционер при этом работает дольше (или вообще без перерывов), и его приходится нагружать сильнее;
  • инверторная модель может часто отключаться и показывать код неисправности;
  • при работе кондиционера появляется неприятный запах (не пыли).

Сплит-системы

Точно определить срок заправки невозможно, так как это зависит от качества монтажа, а также качества самого кондиционера.

Лучше ориентироваться на признаки, указывающие недостаток фреона.

Но в любом случае, лучше проверять наличие фреона в системе хотя бы раз в два года.

Удобно это делать в комплексе с чисткой кондиционера, то есть проводить сервисное обслуживание.

Мобильные и оконные кондиционеры

Эти типы кондиционеров собраны в едином корпусе и все соединения находятся внутри и выполнены в заводских условиях методом пайки.

Таким кондиционерам заправка требуется очень редко. Но их особенность в том, что дозаправить их не получится — необходимо полностью перезаправлять всю систему.

Понадобится заправлять кондиционер и после некоторых видов ремонта:

  • замены  компрессора
  • четырёхходового вентиля замена
  • замены заправочного порта
  • после повреждения теплообменников — конденсатора или испарителя
  • после повреждения фреоновых трубок

Заправка холодильника фреоном своими руками

Прежде чем проводить заправку холодильника фреоном своими руками, следует подготовиться. Этот процесс подразумевает 100% очищение системы испарения от остатков вещества. Алгоритм действий:

  • используя тиски зажать осушитель;
  • проколоть игольчатым захватом место контакта с медью;
  • деталь с этого участка в будущем необходимо заменить.

В качестве сохранения воздуха в комнате чистым, допускается стравливание газа при помощи тонкого шланга, подведенного к створке окна. При этом фрамугу стоит открыть на микропроветривание. Затем необходимо убрать излишки давления в системе и ликвидировать лишнюю влагу методом продувки азотом. В завершение монтируют клапан Шредера, через который происходит заправка нового фреона.

Перед тем, как подсоединять газовый баллон, удостоверьтесь в том, что давление составляет ниже 6 атмосфер. При завышении этого параметра, следует использовать редуктор для уменьшения давления до необходимого уровня.

Убедитесь, что давление составляет ниже 6 атмосфер.

Приступать к процедуре нужно с соблюдением мер предосторожности. Для этого требуется взять 2 манометра двух цветов (синий, красный) и 3 шланга (синий, желтый, красный). Зачастую эти компоненты поставляют в наборе

Зачастую эти компоненты поставляют в наборе.

Синий манометр отвечает за давление всасывания, а красный контролирует нагнетание в систему холодильной установки. Предварительно требуется проверить положение вентилей — они должны находиться в закрытом состоянии.

Пошаговая инструкция, как заправить холодильник фреоном:

  1. Синий шланг устанавливается к трубе для заправки при помощи штуцера.
  2. Желтый шланг устанавливается на заправочный баллон с хладагентом.
  3. Для замера нагнетающего давления фиксируется шланг красного цвета на впаянный патрубок трубопровода, т. е. на клапан Шредера.
  4. Аккуратными движениями открывается клапан на манометре синего цвета. Загрузка охлаждающего вещества осуществляется под давлением 0.4-0.5 атмосфер. По завершении процедуры первый и второй вентиля закрываются до упора.
  5. Затем включается компрессор на 30-40 сек.
  6. Откручивается желтый шланг от баллона фреона и устанавливается вакуумный насос на это крепление.
  7. Насос следует запустить на 10 минут, но не больше.
  8. Перед тем как включить вакуумный насос вентиль синего цвета, расположенный на трубопроводе, закрывают до упора.
  9. Шланг желтого цвета фиксируется на газовый баллон, но предварительно он отключается от насоса. Желтую трубку отвести влево, а затем отсоединить от коллектора — это необходимо для освобождения системы от воздуха.
  10. После того как весь воздух стравлен, шланг желтого цвета подключить к системе и перевести вентиль синего цвета в положение «Открыто».
  11. Далее, нужно запустить компрессор — от мастера требуется контролировать давление через манометр. В случае успешного завершения процедуры, без отклонения показателей, трубки перегнуть и запаять во избежание повторной утечки фреона.

На заметку: чем же заправляют холодильники? Специалисты в последние 5 лет используют хладагенты марки R134 и 600, которые являются озонобезопасными. Устаревшие холодильные установки ранее заправлялись маркой R12. Но по причине нанесения вреда озоновому слою, его запретили к использованию. Для конкретного оборудования подбирается тот тип вещества, который указан на шильдике. Замена марки на новую в самостоятельном порядке запрещена.

Меры безопасности

Со следующей информацией, рекомендуется ознакомиться перед тем, как заправлять фреон в холодильник. Правила безопасности:

  • перед заменой охлаждающего вещества бытовой прибор должен быть обесточен;
  • используемая во время работы техника в обязательном порядке заземляется;
  • каждые 20-30 минут проводится проветривание комнаты;
  • строго воспрещено подключать в электросеть радиаторы, тепловые завесы, а также курить;
  • если возникла необходимость спаять стыки контура, нужно применять правила пожарной безопасности и иметь под рукой огнетушитель.

Невзирая на отсутствие у хладагента запаха и вкуса, возможно негативное влияние на организм человека, поэтому открывание окон в процессе работы является обязательным.

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, которые используются в бытовой технике, являются негорючими и безвредными для людей.

Фреоны R-12, R-22 чаще всего используется в промышленности. Хладон-22 относится к веществам 4-го класса опасности, по шкале «вредности». При значительной концентрации эти фреоны  вызывают у человека сонливость, спутанность сознания, слабость переходящую в возбуждение. Может вызвать обморожение при попадании на кожу в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C,  R410A и др.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители климатической техники используют именно эти марки фреона.

Причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R22, его использование в США и в Европе  год от года сокращается, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России также запрещен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса. На замену фреону R22 должен прийти фреон R410A, а также R407C.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A.  Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Это было вызвано тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22.  Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер, вместо 16 атмосфер у фреона R-22. Таким образом, все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов.  Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физических свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

Подготовка к заправке фреоном холодильника Атлант

Прежде чем браться за дело, убедитесь, что у Вас есть достаточно знаний и навыков:

  • Вы знаете, как устроен холодильник. Понимаете, для чего нужен фреон, как и где он циркулирует.
  • У Вас есть навыки работы с сосудами под давлением.
  • Вы знакомы с правилами безопасности и знаете, как работать со специальным оборудованием – насосами, манометрами и т.п.

И еще одно. Перед тем как самому заправить холодильник, обязательно ознакомьтесь с инструкцией к нему. У каждой модели есть свои особенности, и их необходимо изучить до начала ремонта.

Выявление места утечки фреона в холодильнике

Фреон — газ без цвета и запаха, обнаружить его утечку сложно. Осмотрите места пайки и внешние трубки на предмет микротрещин, изломов, потертостей — часто причина утечки, повреждения трубок испарителя, в результате «ускоренной отайки» с помощью ножа или другого острого предмета.

Если есть возможность, используйте течеискатель, предварительно заполнив систему фреоном. Если нет течеискателя и обнаружить место утечки визуальным осмотром не удалось, нужно сделать опрессовку системы. Опрессовка — диагностическое заполнение газом или воздухом системы с последующим контролем давления.

Меры предосторожности при заправке фреоном холодильника

Со следующей информацией, рекомендуется ознакомиться перед тем, как заправлять фреон в холодильник.

Правила безопасности:

  • перед заменой охлаждающего вещества бытовой прибор должен быть обесточен;
  • используемая во время работы техника в обязательном порядке заземляется;
  • каждые 20-30 минут проводится проветривание комнаты;
  • строго воспрещено подключать в электросеть радиаторы, тепловые завесы, а также курить;
  • если возникла необходимость спаять стыки контура, нужно применять правила пожарной безопасности и иметь под рукой огнетушитель.

Невзирая на отсутствие у хладагента запаха и вкуса, возможно негативное влияние на организм человека, поэтому открывание окон в процессе работы является обязательным.

Необходимое оборудование для заправки фреоном холодильника

Замена фреона в холодильнике своими руками – совсем не дешевое мероприятие. Вам понадобятся:

  • Хладагент. Его марка и количество должны строго соответствовать модели техники. Как правило, тип хладагента и его необходимый заправочный вес указаны на шильдике холодильника и/или на этикетке компрессора. Купите баллончик нужного вещества. Во время транспортировки и использования не забывайте, что он находится под высоким давлением.
  • Вакуум-насосная станция, вакуумный и нагнетательный насос. Это комплексное оборудование, которое позволяет провести опрессовку, вакуумирование охлаждающей системы и закачку фреона. Поищите, где можно взять вакуум-насосную станцию напрокат (покупать ее ради одной заправки слишком дорого).
  • Точные весы. Они понадобятся, чтобы взвесить нужное количество хладагента. Особенно важна точность взвешивания при заправке холодильника фреоном R600 – здесь ошибка даже в 2–3 грамма способна испортить результат всей работы. Чтобы взвесить хладагент, перед работой поставьте баллон на весы. А во время закачки следите за изменениями массы, чтобы вовремя перекрыть кран.
  • Оборудование (сварочный пост или горелка), припой и флюс для запаивания трубки после заправки и в местах повреждений. Тип припоя зависит от материала трубок.
  • Течеискатель. Необходим для поиска места утечки при повреждениях охлаждающего контура. Если заправка холодильника фреоном своими руками является просто завершающим этапом самостоятельного ремонта, течеискатель не нужен.
  • Новый фильтр-осушитель. Этот элемент следует менять каждый раз, когда нарушается герметичность системы. Иначе в охлаждающем контуре останется влага, которая быстро приведет к новой поломке.
  • Клапан Шредера. Не стоит брать вместо него автомобильный ниппель. Клапан Шредера работает в обе стороны – он позволит создать в системе и вакуум, и повышенное давление. А обычный ниппель на это не способен.
  • Баллон с азотом для продувки системы. Если давление в нем выше 6 атмосфер, дополнительно понадобится редуктор.

Меры безопасности во время работы

Самостоятельное осуществление ремонта холодильного оборудования дома соеденено с риском. В связи с этим необходимо соблюдать элементарные правила безопасности:

  • Холодильник должен быть выключен при закачке.
  • Аппаратура обязана иметь заземление, систему непредвиденного отключения при скачках напряжения. Исправность необходимо проверить заблаговременно.
  • Нужно выполнять проветривание помещения после выпуска остатков хладагента. Хоть газ и не вреден для человека, но он взрывоопасен.
  • Пайка выполняется по всем правилам пожарной безопасности.

Соблюдение несложных правил предоставит возможность уберечь себя и находящихся вокруг от опасных последствий. Не нужно пренебрегать риском и преуменшать опасность работы с газами под давлением.

Причины утечки хладгента

Если говорить коротко, то причина утечки фреона – это нарушение герметичности холодильного контура. Но причины возникновения такой ситуации могут быть очень разными. Случайное механическое воздействие, оказанное на элементы холодильного контура или на компрессор, могут стать причиной такой неисправности.

Поломка компрессора практически неизбежно вызывает необходимость заливки фреона. Даже если хладагент при этом останется в контуре, его все равно придется заправлять при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров, по которым перемещается фреон, или их износ также часто вызывает разгерметизацию системы.

Если места соединения отдельных элементов холодильного контура смонтированы неправильно, со временем они могут ослабнуть, хладагент будет вытекать через появившиеся щели.

Если загрязнение капиллярных трубок произошло из-за замерзания попавшей внутрь контура влаги, прочистить их не сложно. Но иногда такой засор происходит в результате накопления загрязнений от частичек выгоревшего машинного масла. Фильтр-осушитель эти вещества не улавливает, они постепенно накапливаются внутри узких трубочек и образуют препятствие для свободной циркуляции хладагента.

Если сломанный компрессор необходимо заменить новым, придется вскрывать холодильный контур и после замены выполнить закачку новой порции фреона

Хотя утечка фреона в такой ситуации не наблюдается, чтобы нормализовать работу системы, придется вскрыть холодильный контур.

После прочистки капилляров придется восстановить его герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент взамен утраченного.

Перед началом работ по заправке следует выявить причину утечки и устранить ее. Для этого нужно осмотреть контур, чтобы понять, где именно это происходит.

Чтобы выявить место утечки фреона с помощью мыльного раствора, нужно исследовать состояние в местах соединения трубок, а также там, где заметны следы масляного загрязнения

Если осмотр результатов не дал, можно воспользоваться мыльным раствором. В систему при этом подается воздух под небольшим давлением.

Мыльный раствор наносят на поверхность трубок, места соединений и т.п. Он будет пузыриться в местах протечек. Обрабатывать таким образом весь контур нецелесообразно и небезопасно.

Проще будет сначала проверить самые слабые и подозрительные области: места соединений, а также участки, где имеются следы загрязнения техническими маслами.

Для точного определения точки повреждения контура и утечки хладагента используется течеискатель – прибор, который реагирует на конкретную марку фреона

Если мыльный раствор не дал результатов, для определения места утечки хладагента следует использовать течеискатель или пригласить опытного мастера. Это не универсальный инструмент, конкретный прибор обычно настроен реагировать только на определенную марку хладагента.

Его можно использовать для выявления мест утечки не только перед их устранением, но и после окончания заправки контура, чтобы убедиться в достаточно высоком качестве выполненных операций.

Если этого не сделать, можно упустить какой-нибудь недочет. Некачественный ремонт проявится примерно через две недели, все работы придется выполнять заново.

Кроме устранения протечек не помешает также проверить функционирование других элементов системы. Недостаточное количество фреона нередко приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, которые вызывают нарушение герметичности, очень скоро придется снова приступать к ремонту, закачивать хладагент и т.д.

Подготовка к заправке

Начинать подготовку к заправке кондиционера необходимо с его чистки. Это позволит добиться оптимальной производительности все компонентов системы и, соответственно, исключить погрешности измерений, связанные с отклонением режимов работы от оптимальных.

В чистке нуждаются фильтры внутреннего блока сплит-системы и ее наружный блок.

Обслуживание последнего ведут в следующей последовательности:

Желательно провести механическую очистку

  1. Обесточить оборудование.
  2. Провести механическую очистку:
    • убрать грязь и пыль с наружной стороны кожуха;
    • демонтировать его;
    • удалить изнутри корпуса скопившийся мусор.
  3. Выполнить промывку. Для этого:
    • закрыть полиэтиленом электронный блок, чтобы исключить попадание воды;
    • влажной губкой удалить пыль и загрязнения с лопастей и элементов конструкции вентилятора;
    • аналогичным образом очистить конденсатор;
    • ручным пылесосом удалить пыль в труднодоступных местах.
  4. Произвести чистку радиатора. Для этого воспользоваться специальными щетками, промыть ячейки водой под напором или использовать пароочиститель.
  5. Установить кожух, оставит до полного высыхания влаги.

Следующим этапом подготовки является проверка системы на герметичность. Если скорость утечки хладагента превышает допустимую (те же 8% в течение сезона), скорее всего, есть проблемы с герметизацией соединений. Найти место серьезной утечки можно в процессе визуального осмотра магистралей и мест соединений.

Если найти проблемное место простым осмотром не удалось, помогут другие методы с использованием:

  • Мыльного раствора. Хорошо работает если предполагаемое место утечки известно.

  • Галоидного искателя. Использует эффект изменения цвета пламени при взаимодействии с парами хлора. Может применяться только на оборудовании с хлорсодержащими фреонами.
  • Воды. Требует предварительной закачки азота в контур и погружения деталей системы в воду, что не всегда удобно.
  • Ультрафиолетового красителя. В газ, закачиваемый в систему добавляют УФ-краситель, который обозначает место утечки. Найти его легко с ультрафиолетовой подсветкой.

Мнение эксперта
Старостин Константин Адреевич
Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Если есть подозрение на утечку из-за негерметичности соединений или компонентов системы, следует удалить из системы хладагент, закачать ее азотом, провести поиск проблемных мест, устранить неполадки, выполнить опрессовку и вакуумирование системы.

Опрессовка системы представляет собой закачку контура азотом через манометрический коллектор. Закачку осуществляют по допустимому давлению в контуре (указано в технической документации и на шильдике устройства).

После достижения давления подача азота в систему прекращается. В герметичной системе давление будет оставаться константой, если утечки сохранились – продолжится стравливание азота. В этом случае процедуру поиска проблемных мест и опрессовки следует повторить.

Вакуумирование

После того как восстановлена герметичность (система опрессована) выполняют вакуумирование:

  1. Подключают к манометрическому коллектору вакуумный насос.
  2. Запускают насос, открывают газовый вентиль.
  3. Давление в системе контролирую по показаниям манометра.
  4. При достижении минимума, насос отключают.
  5. Закрывают газовый вентиль.

Правила безопасной заправки холодильника: как избежать утечки и повреждения системы?

Правила безопасной заправки холодильника включают следующие шаги:

Проверьте, что уровень хладагента в системе холодильника ниже рекомендуемого значения. Обычно это указывается в инструкции по эксплуатации холодильника.

Перед началом заправки убедитесь, что холодильник отключен от электросети.

Откройте доступ к системе заправки холодильника. В некоторых моделях это может требовать использования инструментов, поэтому обратитесь к инструкции по эксплуатации для получения точных указаний.

Наденьте защитные перчатки и очки, чтобы защитить себя от контакта с холодагентом.

Перед заправкой хорошо встряхните баллон с хладагентом, чтобы смешать его.

Соедините шланг заправочного комплекта с системой заправки холодильника, следуя инструкциям производителя.

Откройте вентиль на баллоне с хладагентом и внимательно наблюдайте за его подключением к системе заправки. Убедитесь, что нет утечек, иначе обратитесь к специалисту.

Постоянно следите за манометром на заправочном комплекте, чтобы убедиться, что вы добавляете правильное количество хладагента в систему. Не перезаполняйте систему, так как это может вызвать повреждения.

Когда заправка завершена, закройте вентиль на баллоне и отсоедините шланг заправочного комплекта от системы заправки.

1 Убедитесь, что все соединения плотно закрыты и отсутствуют утечки.

1 Включите холодильник в электросеть и проверьте его работу. Если возникли какие-либо проблемы, обратитесь к профессиональному сервисному центру для диагностики и ремонта.

Важно помнить, что заправка холодильника является сложным и опасным процессом, который лучше выполнять специалистам в области холодильной техники. Делать это самостоятельно рекомендуется только при наличии необходимых знаний и опыта

Вопрос-ответ

Как определить лишнее количество фреона и спустить его

Включите аппарат и оставьте на час, после этого проверьте состояние охлаждающего контура. Если капиллярная трубка и фильтр горячие, а обратная — покрыта инеем, это говорит о переизбытке хладагента. Спустите его до нужного давления — эта информация указана в техпаспорте бытового прибора. Повторите процедуру. В норме обратная труба должна обмерзать не более чем на 10 см от выхода из корпуса холодильника.

Сколько хладагента в системе

Для каждой марки холодильников предусмотрено свое количество газа, необходимое для правильной работы. В среднем эти значения выдерживаются в рамках от 30 до 70 грамм. Не стоит превышать необходимый уровень фреона. Также следует придерживаться марки, указанной в технических характеристиках к вашему аппарату.

Можно ли включать оборудование без хладагента

Нельзя включать агрегат без охлаждающего газа, так как это приведет к выходу из строя мотора-компрессора, и ремонт оборудования нет только усложнится, но и подорожает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий