Печка на отработанном масле: 5 этапов конструирования

Инструкция по сборке печи

Чтобы правильно решить задачу, как сделать котел на отработке своими руками, нужно строго следовать пунктам инструкции:

  • Сначала нарезают заготовки для верхней емкости. Для этого на листе стали выполняют разметку верхней и нижней плиты размером 35*62 см, двух торцевых стенок размером 35*12 см, двух продольных стенок размером 62*12 см и перегородки 35*10 см.
  • Затем нарезают детали нижней емкости. Понадобится верхняя и нижняя плита размером 35*35 см и 4 боковые стенки размером 35*15 см.
  • Далее приступают к изготовлению горелки. Для этого используется стальная труба, от нее отрезают кусок длиной 36 см. На этом отрезке делают отметки для 48 отверстий, расстояние между которыми должно быть одинаковым. С помощью молотка и пробойника накернивают точки сверления. Результатом должны стать 6 рядов по 8 точек.

  • По полеченным точкам дрелью делают сквозные отверстия.
  • Теперь в верхней панели нижней емкости делают небольшой люк согласно схеме котла на отработанном масле. Для этого отступают от края на 3 см и рисуют прямоугольник размером 10*15 см. По начерченным линиям вырезают пластинку.
  • Далее нужно вырезать пластинку, которая будет закрывать лючок. Из листа стали вырезают прямоугольник размером 11*16 см и в центре высверливают отверстие диаметром 4 см. Полученный прямоугольник прикладывают к лючку на панели и делают сквозные отверстия под крепежные элементы.
  • С помощью болтов и гаек соединяют пластинку и верхнюю панель нижней емкости.
  • Приступают к сборке нижней емкости. В верхней панели делают отверстие для горелки и прихватывают трубу. Далее точечно приваривают верхнюю и нижнюю плиту к боковым частям.

  • После сборки емкости проваривают все стыки, чтобы сделать конструкцию полностью герметичной. Для полной безопасности и эффективной работы котла на отработке шов должен быть сплошным и аккуратным.
  • Теперь наступило время собирать верхнюю часть котла. Используя чертежи котла на отработанном масле своими руками, в нижней панели вырезают отверстие для трубы-горелки, в верхней панели – для дымоходной трубы. Затем к верхней панели последовательно приваривают боковые элементы, перегородку и нижнюю панель.
  • Чтобы соединить обе емкости, их нужно приварить к трубе-горелке. Из-за смещения верхней части котла конструкция получается не устойчивой. Решить эту проблему можно с помощью диагональной распорки, приваренной к обеим частям. Она необходима для придания конструкции дополнительной жесткости.
  • Все изделие необходимо внимательно осмотреть и выявить места некачественных соединений. Такие участки требуется проварить сплошным швом.
  • Можно приступать к изготовлению ножек для котла на отработке. Для этого от стального уголка болгаркой отрезают 4 одинаковых куска длиной по 7 см. Из стального листа вырезают 4 квадрата со стороной 5 см, затем к ним приваривают уголки.

  • Готовые ножки нужно приварить к нижней емкости котла. Этот этап требует аккуратной работы, так как для устойчивости конструкции  на полу все ножки должны иметь одинаковую длину.
  • Котел готов и его можно устанавливать на месте постоянного пребывания. Здесь же конструкция проверяется на устойчивость, а с помощью уровня выявляют имеющиеся перекосы.
  • Для отведения продуктов горения из котла нужно собрать дымоходную трубу. Вначале собирают внутреннюю часть, которая представляет собой участок прямой трубы и колено для вывода через стену на улицу.
  • Прежде чем сделать отверстие в стене, нужно правильно определить его расположение и размер. Для этого собранную дымоходную трубу примеряют к стене и обрисовывают ее контур. Чтобы получить ровные края отверстия, необходимо по начерченной линии через 2-3 см сделать несколько сквозных отверстий. После этого центральная часть должна удалиться без особых трудностей.

  • Прямой участок внутренней дымоходной трубы закрепляют на котле, а колено выводят на улицу через отверстие в стене.
  • Для безопасной работы котла на отработке нужно позаботиться об обустройстве внешней части дымохода. Поэтому снаружи к выходящей части колена присоединяют дополнительный участок трубы с коленом. Внешнюю часть требуется надежно зафиксировать под свесом крыши с помощью кронштейна.
  • После того как конструкция полностью собрана требуется проверка тяги. К одному из отверстий трубы-горелки нужно поднести зажженную спичку, если тяга хорошая, то пламя будет отклоняться к трубе. При хорошей тяге отработка будет хорошо гореть. Для увеличения тяги можно немного приоткрывать лючок.

Планирование и проектирование печи на отработке

Процесс отработки — это использование топлива вторичного потока для дополнительного нагрева воздуха, который затем используется для сжигания топлива основного потока. При правильном использовании отработки можно значительно увеличить эффективность работы печи.

Расчет и выбор размеров печи

Перед проектированием печи необходимо провести расчет и выбрать оптимальные размеры, учитывая количество и тип используемого топлива, требуемый объем производства, характеристики помещения и другие факторы.

При выборе размеров необходимо учитывать максимально возможный использованный объем вторичного потока, чтобы обеспечить максимальную эффективность отработки.

Проектирование и изготовление печи

На основе проведенных расчетов и выбранных размеров необходимо разработать конструкцию печи, которая должна учитывать не только требования эффективности отработки, но и безопасность использования, удобство обслуживания и другие факторы. После разработки конструкции производится изготовление печи с использованием подходящих материалов и технологий.

Виды котлов для отопления на отработке

Масляное отопление дома может использовать несколько видов котлов – в зависимости от целей их применения: отопительные, водогрейные и бытовые. Отопительные котлы рекомендуется ставить не в жилых помещениях, а в специальных пристройках. Хоть в котлах и стоят современные фильтры, но все равно в процессе функционирования они могут выделять запах машинного масла. Внутри отопительных котлов стоит «обогревочный» узел с водяной трубой и помпой – последняя может работать не только от электросети, но и от энергии самого устройства. Благодаря помпе отопление на масле получает циркуляцию воды в системе.

Составные части котла на отработанном масле

Принцип работы таких котлов основан на том, что сгорает смесь паров отработанных масел и воздуха, который подается вентилятором компрессорного принципа. Силу огня можно регулировать обычным шлангом с клапаном. Вентилятор – это единственная подвижная составляющая котла, поэтому вентилятор может со временем сломаться. Но в целом, котел очень редко потребует ремонта. Поломка может произойти, только если плохо обслуживать котел или использовать грязное масло.

И принцип работы такие котлы используют платформенный: котел обогревает плоскость, куда установлена емкость с водой. На выходе из резервуара ставится маленький насос, он служит для регулирования давления  системе. Отметим, что изменять температуру воды будет трудно, в резервуаре она может составлять 80-100 градусов по Цельсию. Обычно система отопления на отработанном масле с целью нагрева воды применяет резервуары на 60-140 литров. Нагревается вода примерно за 2 часа, а это – в 2 раза меньше, чем в обычном бойлере.

Котел-бойлер на отработанном масле

Водогрейный котел имеет два режима нагревания – быстрый (для воды, которую только что набрали или которая остыла) и поддержки температуры (отопление отработанным маслом – в режиме «фитиль», так потребляется много топлива, а если резервуар с водой маленький, то могут возникнуть выбросы чадного газа, для отведения которого нужно сделать дополнительный дымоход).

Еще один подвид – это бытовые котлы. Они являются многофункциональными агрегатами.Обычно такие котлы осуществляют  отопление загородного дома отработанным маслом в тех домах, которые не имеют водяной системы отопления. В таких устройствах есть система очищения газов, которая делает котел практически работающим без дыма. Расход такого материала, как трансформаторное масло в системе отопления, очень низкий, если сравнивать с предыдущими подвидами.

Бытовой котел на отработке

Основное достоинство такого устройства – это его мобильность. Такой котел можно транспортировать даже в багажнике легкового авто. Кроме того, в такое отопление на отработке своими руками можно подсоединить горелку, бойлер, обогреватель и т.д. Также бытовой котел можно использовать даже на природе  при поездках – он может выполнять функции плиты для приготовления пищи, обогревателя, нагревательного элемента. Самое главное в данном случае – это обеспечение необходимой для монтажа пожаробезопасной площади или углубления в земле на 30 см.

Свариваем капельную печь

Очень часто для таких печей на отработанном масле используют ненужные газовые баллоны. Бывают они двух видов –220 и 300 мм в диаметре.

В первых стенки толще, что обеспечивает более длительное их использование, мы уже знаем, что такие печи страдают прогоранием корпуса в процессе использования. Альтернативой газовому баллону могут стать стальные трубы не тоньше 5 мм.

Хорошим выбором считается труба из легированной нержавейки, устойчивой к высоким температурам, толщиной 3 мм. Оптимальные марки стали – 15Х1МФ либо 12X18H12T.

Возможно вы сможете найти ее в своем гараже, либо у знакомых. Приобретать специально такую не стоит, слишком дорого.

Согласно чертежу, подберите материал для всех узлов. В качестве вентилятора для наддува воздуха можно использовать вентилятор от салонного обогревателя ВАЗ 2108, для топливной магистрали можно использовать трубу из нержавейки диаметром 8—10 мм.

Начинаем сборку. Для начала изготовим пламенную чашу.

Для этого можно использовать обрезок трубы, либо поискать готовую емкость.

Важно: она должна легко проходить в ревизионное отверстие.

Затем вырежем в корпусе два отверстия, для ревизионного люка и дымохода, отверстие для люка оборудуем дверцей. Затем необходимо изготовить дожигатель.

Просверливаем два нижних ряда отверстий, остальные досверлим, когда будем настраивать наш агрегат. Монтируем на дожигатель крышку, затем воздуховод.

На воздуховоде оборудуем место для установки вентилятора.

Присоединяем механизм подачи топлива. Собираем аппарат и присоединяем его к дымоотводу.

Чтобы наш агрегат был устойчивее, устанавливаем его на раму, сваренную из стального профиля.

Для управления подачей топлива и уровнем нагрева, нам необходимо предусмотреть необходимые устройства. Вопрос подачи топлива решается при помощи автопоилки.

В ней предусмотрен разрыв струи, а расход топлива можно регулировать на глаз. Если масло в разрыве струи подается каплями – расход менее 1 л. в час, если струйкой – более 1л.

Для управления вентилятором можно использовать ШИМ-регулятор оборотов. Их в продаже множество, ознакомившись с отзывами в сети, можно выбрать недорогую качественную модель.

Заключительный этап – окончательная настройка агрегата на отработанном масле. Принцип неизменен – получить максимально прозрачный выхлоп путем сверления дополнительных отверстий в дожигателе.

Качество настройки можно определить также по цвету пламени. При хорошей настройке мы получим пламя синего цвета, удовлетворительной – желтого, неудовлетворительной – красного.

Красный цвет пламени сигнализирует о недостаточной теплоотдаче, неэффективном расходе топлива и повышенном уровне загрязнения устройства.

Материалы изготовления обогревателей на отработанном масле

Основным материалом для изготовления печи в гараж на отработке является металл, хотя некоторые утверждают, что в качестве перфорированного дожигателя удобно использовать асбоцементную трубу. Однако практика показывает, что подобный материал недолговечен, а значит, его использование нерентабельно.

Наиболее частым вариантом можно назвать масляную печку на отработке, выполненную из газового баллона, но нельзя сказать, что сложной является конструкция из труб различного диаметра. Основная задача здесь – правильный расчёт сечений труб как для резервуара, перфорированного дожигателя, так и для поддувала. При любом расхождении агрегат будет работать нестабильно. Именно поэтому опытные домашние мастера говорят, что такой обогреватель на отработанном масле придётся несколько раз переделывать, доводя до совершенства, даже если он выполнен по чётким чертежам.

Мнение экспертаАндрей ПавленковИнженер-проектировщик ОВиК (отопление, вентиляция и кондиционирование) ООО ‘АСП Северо-Запад’Спросить у специалистаНа правильную работу таких агрегатов влияет не только чёткий расчёт пропорций, но и влажность воздуха, и даже высота расположения. Это следует учитывать при изготовлении.

Пример расчета размеров печи

Как было сказано выше, расход топлива около 1…2 литра в час. При этом излучаемое тепло – около 11 кВт/час на каждый литр. Таким образом, печь может дать в час 11…22 кВт. Чтобы рассчитать необходимый объем топки с учетом времени горения, принимаем:

  • объем помещения (гаража) – 7х4х2,5=70 м.куб., площадь 28 кв.м.;
  • считаем, что на каждый квадратный метр помещения типа гаража требуется не менее 500 Вт (базовые 100 Вт, вводим коэффициенты для всех наружных стен, не утепленной крыши и фундамента, большого проема входа, металлической конструкции);
  • соответственно, на площадь 28 квадратов требуется 14 кВт энергии в час.

Чуть форсировав минимальной мощности печку (усилив тягу), мы получим требуемую температуру в помещении. Но расход топлива увеличится примерно до 1,5…1,6 л в час. Следовательно, для времени горения не менее 6 часов объем топки должен быть 10 л. Это соответствует 0,001 кубического метра, то есть емкость должна иметь размер, например, 10х10х10 см. В реальности объем топки превышает необходимый объем топлива в 1,5…2 раза, то есть размеры должны быть 20х10х10 см или более, для мини печки это подходит. Обычно принимают с солидным запасом, то есть 50х30х15 см. Это позволяет не доливать топливо каждый раз при розжиге.

Длина трубы 40 см, соответственно ее диаметр – 10 см. Площадь боковой поверхности цилиндра равна его высоте, умноженной на длину окружности основания (диаметр, умноженный на число π), в нашем случае 40х3,14х10=1256 см.кв. Соответственно, площадь всех отверстий одна десятая от общей – 125,6 см.кв. Учитывая, что площадь одного отверстия при диаметре 10 мм равна πх0,52=3,14х0,25=0,78 кв.см, для такой трубы потребуется 125,6/0,78=160 отверстий.

Обратите внимание! Принятое значение – площадь отверстий 10% от общей площади боковой поверхности трубы – условно! Количество отверстий при изготовлении принимается в том числе из условий прочности изделия и обычно заметно меньше!

Учитывая, что цилиндр в развернутом виде представляет собой прямоугольник 31х40 см, а отверстия следует размещать в шахматном порядке, нам придется сделать 12 вертикальных рядов по 13 или 14 отверстий каждый. Разметить вертикальные ряды просто – поделить любым геометрическим способом верхнюю или нижнюю окружность основания трубы на 12 частей и провести вертикальные линии сверления.

Расстояние между рядами будет 3,3 см. Разметить вертикальные ряды чуть сложнее, поскольку необходимо в каждом втором ряду смещать верхнюю (или нижнюю) точку разметки на половину расстояния между отверстиями. Учитывая, что нам необходимо делать отверстия не на краю трубы, добавляем к планируемому числу отверстий 1 и рассчитываем шаг: для 13 отверстий он составит 40/(13+1)=2,85 см, для 14 – 40/(14+1)=2,6 см.

Важно: при сверлении ось сверла должна быть направлена к оси трубы!

Печь для гаража на отработанном масле своими руками: принцип действия

В качестве горючего, как понятно из названия, такие печи используют отработанное моторное масло — смесь тяжелых углеводородов. Отработка дешева, ее запасы регулярно пополняются при обслуживании автомобиля, а у владельцев небольших гаражных сервисов она есть практически всегда.

Вместе с тем воспламеняется она достаточно трудно, а горючих паров практически не образует. Поэтому наиболее распространенные конструкции печей на отработанном масле используют принцип пиролиза, то есть разложения масла на более легкие фракции при нагреве, что делает их прямыми потомками популярных в первую половину XX века газогенераторов.

Основой такой печи является металлическая емкость с маслом, над которой устанавливается камера сгорания — перфорированная труба с отверстиями для притока воздуха в зону горения.

В маслобаке имеется заливное отверстие с крышкой, позволяющей регулировать степень его открытия для управления процессом горения (так называемый дроссель). На маломощных печах камера сгорания выходит напрямую в дымоход, в более совершенных конструкциях используется расширительная камера с внутренней перегородкой для полного дожига газов.

Как работает сделанная своими руками масляная печь для гаража? При розжиге внесенный в бак через полностью открытый дроссель факел начинает испарять отработку. Попадая в камеру сгорания, пары масла смешиваются с воздухом и воспламеняются.

Так как стены камеры сгорания прочно связаны с масляным баком, тепло от сгорания паров передается его стенкам, и масло начинает активно испаряться уже без помощи факела. Развивается цепная реакция разложения: чем сильнее нагревается бак, тем активнее испаряется и разлагается отработка, и тем жарче разгорается огонь в камере сгорания.

Чтобы иметь возможность управлять этим процессом нужен дроссель — прикрывая его, можно уменьшить активность горения и тем самым ограничить температуру печи.

На фото ниже масляная печка в гараж:

Достоинства и недостатки

Правильно собранная пиролизная печка способна нагреваться до высокой температуры при малом расходе топлива, в отличие от прожорливой и малоэффективной буржуйки.

Средний расход гаражных самоделок находится в районе полулитра масла в час — таким образом, при смене масла в обычной легковушке, объем картера которой составляет 3-4 литра, можно обеспечить свой гараж теплом минимум на 6 часов.

При работе такая печь практически не дымит и быстро прогревается. Так как в обычных условиях моторное масло трудно воспламеняется, этот вид топлива в хранении практически безопасен.

Однако есть у пиролизной печки и несомненный недостаток: если буржуйка практически всеядна и в ней можно сжигать практически любые горючие твердые отходы, то печи на отработке нужно только масло, причем очищенное от воды: закипание в прогретом резервуаре способно привести к резкому разбрызгиванию горящего масла, которое можно сравнить с взрывом.

При частых посещениях гаража зимой возникнет потребность в покупке отработки, но в основном это лишь вопрос о ее транспортировке: с официальной сдачей на переработку большинство автосервисов не связываются и продают отработанное масло желающим по достаточно низким ценам.

СПРАВКА: При эксплуатации печей, работающих на саможоге, есть важный нюанс: погасить их достаточно трудно, так как даже при полностью закрытом дросселе отверстий в камере сгорания достаточно для поддержания температуры, при которой процесс пиролиза прервется.

Перекрытие же дымохода приведет к тому, что горение пойдет с жирным чадом, который пойдет в помещение через вентиляционные отверстия в камере сгорания. Следовательно, заливать масло в печь нужно с таким расчетом, чтобы его хватило как раз на планируемое время пребывания в гараже.

При пиролизе моторного масла образуется много негорючего остатка, сильно загрязняющего масляный бак. Его приходится регулярно чистить, и этот момент должен быть предусмотрен в конструкции печи — сделав бак неразборным, Вы об этом быстро пожалеете.

Печка в гараж на отработке своими руками — чертежи:

Как сделать котел на отработанном масле своими руками

Простота конструкции таких отопительных приборов позволяет изготовить их самостоятельно. При этом необходимо владеть слесарными и  сварочными навыками.

Инструменты и материалы

Чтобы изготовить котел своими руками требуются такие приспособления:

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • молоток.

Для изготовления котла на отработанном масле своими руками не забудьте болгарку

В качестве материала для отопительной конструкции необходимо приобрести:

  • огнеупорное асбестовое полотно;
  • герметик термостойкий;
  • стальной лист толщиной 4 миллиметра;
  • металлическая труба с сечением 20 и 50 сантиметров;
  • компрессор;
  • вентиляционную трубу;
  • сгоны;
  • болты;
  • стальные переходники;
  • углы полудюймовые;
  • тройники;
  • арматуру сечением 8 миллиметров;
  • насос;
  • бачок расширительный.

Корпус котла для обогрева небольших помещений можно сделать из трубы, для устройства с более высокой мощностью лучше всего использовать стальные листы.

Процесс изготовления

Агрегат на отработанном масле можно соорудить любой формы. Для обогрева гаража или малогабаритных сельскохозяйственных построек лучше всего сделать небольшой котел из труб.

Изготовление такого отопительного устройства состоит из таких этапов:

  1. Металлическая труба с большим сечением обрезается так, чтобы ее размер соответствовал одному метру. Из стали заготавливаются два круга соответствующие диаметру 50 сантиметров.
  2. Вторая труба с меньшим диаметром укорачивается до 20 сантиметров.
  3. В подготовленной круглой пластине, которая будет служить в качестве крышки, вырезается отверстие соответствующее размеру дымохода.
  4. Во втором металлическом круге, предназначенном для дна конструкции, проделывается проем, к которому присоединяется с помощью сварки конец трубы меньшего диаметра.
  5. Вырезаем крышку для трубы с сечением 20 сантиметров. Все подготовленные круги привариваются по назначению.
  6. Из арматуры сооружаются ножки, которые крепятся ко дну корпуса.
  7. В трубе сверлятся небольшие отверстия для вентиляции. Снизу устанавливается емкость небольшого размера.
  8. В нижней части корпуса с помощью болгарки вырезается проем для дверцы.
  9. Сверху к конструкции крепится дымоход.

Для работы такого простого котла на отработке требуется всего лишь в резервуар снизу залить масло и подпалить его с помощью фитиля. Перед этим новую конструкцию следует проверить на герметичность и целостность всех швов.

Сооружение более мощного котла

Из листовой прочной стали изготавливается два короба, которые соединяются с помощью трубы перфорированной. В конструкции она используется в качестве воздухоотвода.

Последующий процесс изготовления отопительного прибора имеет некоторые особенности:

  1. В нижнем корпусе котла проделывается отверстие для подачи масла в испарительный резервуар. Напротив этой емкости закрепляется заслонка.
  2. Короб, расположенный в верхней части дополняется специальным отверстием для дымоходной трубы.
  3. Конструкция оснащается воздушным компрессором, насосом для подачи масла и емкостью в которую заливается топливо.

Котел на отработанном масле своими руками

Если требуется нагрев воды, то подключается дополнительный контур, который требует установку горелки.  Соорудить ее можно самостоятельно:

  • уголки размером половину дюйма соединяются за счет сгонов и тройников;
  • на маслопровод закрепляется штуцер с помощью переходников;
  • все соединения предварительно обрабатываются герметиком;
  • из листовой стали вырезается крышка горелки, соответствующая гнездам на изготовленном котле;
  • для установки горелки используются две разного размера пластины из стали;
  • внутренняя часть переходника трубки плотно перекрываются асбестовым полотном, которое крепится герметиком и фиксируется проволокой;
  • горелка вставляется в предназначенный для нее корпус;
  • после этого пластина меньшего размера фиксируется в гнезде и покрывается четырьмя слоями асбеста;
  • большая пластина монтируется в качестве крепежной накладки;
  • в ней просверливаются дыры для креплений, а сверху наносится асбестовое полотно;
  • две подготовленные пластины соединяются с помощью болтов.

Чтобы горелка не распалась во время работы котла, следует тщательно и достаточно плотно скреплять все детали. Поджигается прибор за счет свечи накаливания.

Котлы на отработанном масле считаются экономичными и практичными приборами. Их можно приобрести в специализированном магазине или соорудить самостоятельно. При использовании таких отопительных устройств необходимо помнить о правилах безопасности, которые включают в себя обязательную установку дымохода, наличие вентиляционной системы и правильное хранение жидкого топлива.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий